Стратегическими задачами программы являются:
- Создание общественно-активной школы;
- Создание системы стимулирования роста профессионального уровня педагогов в области развития общественной активности и социальной инициативности всех субъектов образовательного процесса;
- Обновление содержания образования и внедрение инновационных социально-педагогических технологий;
- Развитие социального партнерства между школой и сообществом и консолидация ресурсов для совместного решения проблем.
- Создание системы контроля и управления общественно-активной школой (укрепление демократизации школы, в развития взаимовыгодного партнерства между сообществом и школой)
- Инновационные направления
Гуманизация и демократизация образовательных и воспитательных программ ( предпрофильное обучение, расширение сферы дополнительного образования, в том числе за счет школьного компонента, индивидуализация образовательного процесса)
Внедрение воспитательных, социально-педагогических технологий по формированию, развитию социальной активности и инициативности, добровольчества.
Индивидуальное и социальное проектирование.
Внедрение технологий социального партнерства.
Использование современных компьютерных и мультимедийных технологий с целью создания информационной среды, сопровождения учебного и воспитательного процесса, оказания социальных услуг населению.
5. Модель общественно-активной школы
ОАШ = это общеобразовательная школа, которая вовлекает сообщество в школьную жизнь, и сама, в свою очередь, участвует в жизни сообщества. Школа становится центром развития сообщества, гражданским и культурным ресурсом, формирует в молодых людях привычку и навыки, необходимые для эффективного гражданского участия и активной позиции, способствует возрождению местного сообщества. Отличительной особенностью данной модели является, то что:
- упор делается на работу с местным сообществом, работниками школы и жителями
- школа занимается оценкой местных нужд, участвует в процессе принятия решений на местном уровне, организует обратную связь.
Общественно-активная школа |
Взаимовыгодные партнерства Школа-сообщество |
добровольчество |
Демократизация школы |
Компонент «Демократизация школы» направлен на реализацию демократических принципов и ценностей во всех аспектах школьной жизни: на уроке, в организации внеурочной деятельности, в работе с родителями, в управлении школой. Задачи данного компонента:
Предоставление родителям возможности принимать участие в процессе обучения и школьной жизни их детей.
Развитие лидерских способностей через деятельность общественного объединения Республика РИД в образовательном учреждении.
Внедрение государственно-общественной формы управления – Управляющий совет.
Социальная активизация школы на различных уровнях.
Компонент «Добровольчество» направлен на повышение социальной активности всех субъектов образовательного процесса и жителей сообщества разного возраста для решения социально-значимых проблем.
Задачи:
Выявление и поддержка добровольческих инициатив, создание условий для их реализации
Обучение навыкам добровольческой деятельности
Разработка и внедрение новых технологий добровольчества.
Снижение социальной и психической напряженности в рамках местного сообщества.
Компонент «Взаимовыгодные партнерства: школа – сообщество» направлен на установление и развитие взаимовыгодного социального партнерства и консолидацию ресурсов для совместного решения проблем школы. Основными задачами являются:
- Оказание дополнительных образовательных и культурных услуг населению
- Внедрение формальных (Ассоциация выпускников, ассоциация детских объединений) механизмов взаимовыгодного социального партнерства школы и окружающего сообщества
- Инициирование различных форм взаимодействия с бизнесом, органами местного самоуправления, общественностью на местном уровне.
- Повышение социальной значимости и востребованности школы.
- Привлечение внебюджетных ресурсов
Основополагающие принципами жизнедеятельности в режиме ОАШ являются:
- принцип самоопределения - ориентация на потребности, внутреннюю мотивацию субъектов образовательного процесса, индивидуализацию воспитательного процесса;
- принцип добровольности -добровольность в выборе направления деятельности;
- демократизации и коллегиальности, выстраивание горизонтального взаимодействия в разновозрастном коллективе;
- принцип деятельностной основы;
- принцип успешности;
- принцип открытости к сотрудничеству в интересах детей и сообщества.
6. Концепция воспитания
Концепция образовательного учреждения определяется идеологией социально-педагогической солидарности. (Доктор педагогических наук Л.Никитина). С позиций социально-педагогической солидарности созданное взрослыми воспитательное пространство становится фактором развития ребенка, когда воспитаннику предоставляется возможность выступить созидателем, творцом. Такая среда принимается ребенком как своя, не вызывает желания разрушать и противопоставлять себя другим.
Основополагающей идеей организации жизнедеятельности коллектива, по нашему мнению, является образование и воспитание детей и подростков – граждан своей страны, заинтересованных и активно участвующих в социальных процессах, направленных на улучшение качества жизни там, где они живут, учатся, работают. Участие в социально-значимой деятельности в разновозрастных группах поможет ребенку быстрее адаптироваться в мире взрослых и ускорит осознание социальной идентичности.
Цель: Создание воспитательной среды, направленной на формирование ключевых компетенций (гражданской, нравственно-коммуникативной, интеллектуальной, личностной), развитие индивидуальности каждой личности (удовлетворение личностных потребностей, решение собственных проблем, достижению собственных целей) через индивидуальное и социальное проектирование и осуществление социально-значимой деятельности в кругу единомышленников и соратников, путем введение новых воспитательных технологий, установление взаимовыгодного социального партнерства.
Образ педагога
Современный педагог должен обладать сложной системой личностных качеств, профессиональными знаниями и умениями, направленный на воспитание социально активного школьника.
Педагог- профессионал постоянно развивающий свою психолого-педагогичускую компетенцию на основе самообразования с целью включения современных воспитательных технологий в свою педагогическую деятельность, умеющий управлять социально-психологическими процессами в детском сообществе
Педагог обладающий сформированной коммуникативной компетенцией, которая позволяет включить воспитательные технологии в процессы саморазвития и самореализации ребенка.
Педагог, обладающий креативной составляющей: находящийся в постоянном поиске, стремительный в принятии ответственных решений, оригинальный, нацеленный на конкретный результат, специалист с гибким мышлением, умеющий приводить свою педагогическую деятельность в соответствие с потребностями, интересами и запросами ребенка и его родителей.
Образ выпускника основной школы
Образ выпускника не является конечным результатом, а представляет собой тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.
Выстраивая собственную концепцию развития школы, мы ориентируемся на взаимосвязь личностного роста учащегося и построение открытого воспитательного пространства школы, которое максимально будет способствовать становлению выпускника, обладающего современными компетенциями для его жизненного самоопределения и самореализации, заинтересованного и активно участвующего в социальных процессах. Развитие всех компетенций происходит в процессе деятельности, в результате партнерского и социального взаимодействия.
Выпускник общей школы - это социально- активная, инициативная личность, обладающая:
- ключевыми компетенциями (гражданской, нравственно-коммуникативной, интеллектуальной, личностной);
- способностью к самостоятельному жизненному и профессиональному самоопределению;
- совокупностью социально значимых качеств;
- опытом эффективной практической деятельности в различных областях, опытом социального взаимодействия в процессе достижений цели;
- способностью формировать свой социальный статус, связанный с активной гражданской позицией;
- способностью к саморазвитию на основе самоактуализации.
Выпускник средней школы - это социально- активная, инициативная личность, которая:
- обладает гражданской, нравственно-коммуникативной, интеллектуально, информационной, личностной компетенциями;
- способна осуществлять своё профессиональное и жизненное самоопределение;
- социально и профессионально мобильная, т.е. способная при необходимости быстро менять социальные функции и осваивать новые социальные роли, быть конкурентоспособной и востребованной;
- осознает, что образование – это прежде всего становление человека, обретение им своей индивидуальности, своего образа, духовности и творческого начала;
- обладает ответственностью за свою судьбу и условия своей жизни.
Отношения между участниками образовательного процесса, социально-значимой деятельности выстраиваются в формате «субъект-субъект» (горизонтальные отношения), основываются на демократическом идеале уважения каждого человека и его права участвовать в делах сообщества, касающегося совместного блага.
Мы считаем, что реализация концепции воспитательной системы по формированию социальной активности и инициативности школьников возможна при соблюдении следующих условий:
- профессиональная компетентность педагогов;
- организация целенаправленной работы инициативных творческих групп;
- выявление интересов, потребностей, ожиданий представителей различных групп сообщества;
- активное включение учащихся в различные виды деятельности;
- развитие ученического самоуправления в системе школьного соуправления;
- активное межличностное взаимодействие всех субъектов образования и местного социума на принципах добровольчества, коллегиальности, партнерства;
- создание новых структур для решения конкретных проблем;
- установление взаимовыгодного сотрудничества и партнерства с сообществом;
- создание традиций.