МБОУ Харганатская СОШ им. Д.Д. Лубсанова
у. Харгана Селенгинского района Республики Бурятия
  • О школе

    полное наименование – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Харганатская средняя общеобразовательная школа имени Д.Д. Лубсанова;

    сокращенное – МБОУ Харганатская СОШ им. Д.Д. Лубсанова.

    История школы

    Вот уже девяносто пять лет Харганатская школа обучает и воспитывает маленьких жителей села, а в дальнейшем  достойных граждан нашей Родины. Школа имеет богатую и насыщенную событиями историю. Школа всегда гордилась своими традициями, выпускниками и, конечно же, учителями. Только благодаря профессионализму, любви к своему делу преподавателей – ветеранов педагогического труда и педагогических работников школа идёт всегда в ногу со временем, работает стабильно и результативно.

    Первые школы появились в Убукунской долине в 1923-1924г. после выхода декрета «О ликвидации безграмотности населения РСФСР». Согласно этому документу граждане от 8 лет до 50 обязаны учиться. Россия должна была совершить гигантский скачок, чтобы догнать развитые страны. Первые учебные занятия начались осенью 1924 года в частном доме Базарова Лхамажапа Лубсановича, который обучал старомонгольской письменности. Здесь учились в основном подростки в возрасте 12-13 лет и старше. Учеба проходила в трудных условиях. Не было школьного помещения, оборудования, учебников и наглядных пособий. В 1925 году дети занимались в частном доме Чимитова Жамсарана в местности Баруун -Харгана, в следующем учебном году в доме Базарова Тогтохо в Зуун- Харгане.

    Первыми учителями были Чойдонов Цырен, Аюров Даши-Нима, Дабаев Гармажап, Буда-Цыренов Дондок, Будаев Чагдаржап, Аюшеев Тогтохо. Они то и проводили агитационную работу по ликвидации неграмотности среди населения.

    В 1929-30 годах началась сплошная коллективизация сельского хозяйства. В 1930-31 учебном году около Нардома было построено одно новое здание под школу. Таким образом, была создана двухкомплектная начальная школа, где учителями работали Дондок Будацыренов и Чагдаржап Будаев.

    Решением Исполкома Селенгинского аймачного Совета депутатов трудящихся №120 от 11 апреля 1950 г. «О рациональном размещении семилетних школ в аймаке в 1950-1952 годах» школа была преобразована в семилетнюю. (Архивный фонд Р-7. Опись 1. Дело 424. Лист 20). Ее первым директором стал Лубсан-Доржо Галсанович Ринчино, в 1954 году назначен Цыденов Цыден Чойнзонович.

    Приведем данные из паспорта Харганатской семилетней школы  с 1950-1955 годы «…Обучение ведется  в 1-4 классах на бурятском языке, в 5-7 классах на русском и бурятском. На начало учебного года 1950-51 гг. имеется один подготовительный класс, четыре начальных класса с 1-4 класс и три пятых класса. Всего  учащихся 115 детей: с 1-4 класс – 51учащихся, 5-е классы – 64 учащихся.

    Педагогический состав состоит из 18 учителей.

    Хозяйственное оборудование школы: 43 двухместные парты, классные доски 5 шт., столы для учителей 3шт., шкаф 1 шт., вешалка на 50 мест и 3 ведра.

    Из списка обязательного учебного оборудования и учебно-наглядных пособий семилетней школы имелись:

    — Серия стенных таблиц по грамматике и орфографии для 1-2 классов – 1 шт.

    — Серия стенных таблиц по грамматике и орфографии для 4 класса – 2 шт.

    — Таблица умножения – 2 шт.

    — Таблица метрических мер – 2 шт.

    — таблица измерения площадей – 1 шт.

    — таблица измерения объемов – 2 шт.

    — глобус – 1 шт.

    — карта полушарий – 1 шт.

    — карта СССР – природные зоны – 1 шт.

    — карта СССР, политико-административная – 1 шт.

    — исторические карты (Древний Восток, Древняя Греция, Римская республика, Римская империя, Древняя Италия) – 5 шт.» (Архивный фонд Р-40. Опись 1. Дело 72).

    Так обстояли дела в те далекие годы. Ни о каких интерактивных досках и  мультимедийных уроках, которые активно применяются в образовательном процессе в современных школах, учителя того времени и мечтать не могли.

    В 1953 году в соответствии с директивой XIX съезда партии по пятому пятилетнему развитию СССР на 1951-55 годы,  Харганатская школа была реорганизована в среднюю.

    В 1973-74 учебном году школа работала под руководством директора Монголонова Алексея Улзытуевича. Были построены двухэтажный интернат, большой спортивный зал и пристрой к зданию школы. Во время работы директорами Цыденова Ц. Ч. и Монголонова А. У. школа добивалась больших успехов. По всем показателям учебного и воспитательного процесса школа занимала призовые места в районе и республике.

    В 1999 году рассмотрев ходатайство группы депутатов об увековечивании памяти земляка, уроженца с. Харгана, доктора философских наук, Лубсанова Даши Дашипыловича, XIVсессия районного Совета депутатов решает присвоить Харганатской средней школе имя Лубсанова Даши Дашипыловича (Архивный фонд Р-67. Опись 1. Дкло .399. Лист 59)

    Сегодня Харганатская общеобразовательная школа  — это высокопрофессиональный педагогический коллектив, качественное образование посредством новых современных технологий и конечно же, талантливые и одаренные дети.

    Образование и формы обучения

    Форма обучения- очная.

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

       Основная стратегическая цель Программы – обеспечение в сельской школе условий, влияющих на формирование выпускника, обладающего современными компетенциями для его жизненного самоопределения и самореализации, заинтересованного и активно участвующего в социальных процессах, направленных на улучшение качества жизни там, где он живёт, учится, работает.

    Стратегическими задачами программы являются:

    - создание общественно-активной школы;

    - обновление содержания образования и внедрение инновационных социально-педагогических технологий;

    - создание системы стимулирования роста профессиональной компетентности и педагогического творчества педагогов в области развития общественной активности и социальной инициативности всех субъектов образовательного процесса;

    - развитие социального партнерства между школой и сообществом и консолидация ресурсов для совместного решения проблем;

    - создание системы контроля и управления общественно-активной школой.

    Программа развития предусматривает осуществление мероприятий, обозначенных  в рамках реализации  основных программ :

    «Общественно-активная школа – ресурсный центр для развития местного сообщества»

    « От стимула  к творчеству»

    «Государственно-общественное управление ОАШ»

     Настоящая программа разработана до 2018 года и предусматривает следующие этапы развития:

     Базовый (сентябрь 2018- июнь2019 года) – организационный – подготовка нормативных, организационно-педагогических и научно-методических условий для дальнейшего развития школы;

    Основной (2019-2023 годы) – поисково-преобразовательный - отработка основных системообразующих компонентов программы;

     Завершающий (сентябрь-декабрь 2023 года) – итогово- обобщающий - завершающий цикл реализации программы, анализ и синтез, внедрение и распространение результатов.

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie